Саморегулируемая организация

Ассоциация "Саморегулируемая организация
"Союз организаций управляющих
многоквартирными домами"

ЖКХ Контроль Курск

Прокуратура разъясняет, советует, консультирует по вопросам жкх
Задать вопрос прокурору

заместитель Прокурора г. Курска Москалева С.Ю.

Задать вопрос

Конкурс
Лучшая управляющая компания

Специальный репортаж

Жалобы собственников
добро пожаловаться

УК Техническая служба жилсервиса

УК Техническая служба жилсервиса

Рейтинг 1 полугодия
  •  
  •  
Рейтинг 2 полугодия
  •  
  •  

Энергоэффективность

Новости партнерства

22.09.2011

СРО для саморегулирования: время пришло?


06 сентября 2011 года, на площадке Общероссийского народного фронта состоялся тематический форум «О состоянии ЖКХ в Российской Федерации», в котором приняли участие представители Совета Федерации и Госдумы, профильных министерств, фонда ЖКХ, общественных организаций.

Дальний Восток в работе форума представляли Евгений Ильин, исполнительный директор Хабаровского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», и Борис Гладких, генеральный директор саморегулируемой организации НП «ЖКХ-Групп», руководитель Комитета по ЖКХ при ХРО «ОПОРА РОССИИ».

В рамках официальной встречи обсуждались прежде всего проблемы отрасли. Особое внимание было уделено работе управляющих компаний. Ведь, как заметил один из участников форума, министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, качество оказываемых ими услуг вызывает справедливую критику населения. Одной из основных причин, по мнению министра, служит отсутствие должного контроля за деятельностью управляющих организаций. С Виктором Федоровичем согласились все участники мероприятия. В ходе обсуждения вопросов ЖКХ они сошлись едином мнении – обеспечить надлежащий контроль за работой предприятий отрасли могут саморегулируемые организации. Как раз об этом вел речь и Константин Цицин, руководитель Фонда содействия реформированию ЖКХ. Он заявил, что одной из лучших форм контроля предприятий жилищно-коммунального хозяйства является обязательное саморегулирование отрасли.

Так почему же все участники встречи сходятся во мнении, что самостоятельное регулирование организациями ЖКХ своей деятельности на сегодняшний день лучшее решение проблемы повышения качества предоставляемых ими услуг? 

Дело в том, что создание саморегулируемых орга¬низаций в ЖКХ призвано повысить эффек¬тивность рынка жилищных и коммунальных услуг, установить ответственность предприятий сферы ЖКХ перед потребителями, а также упорядочить взаимоотношения управ¬ляющих организаций с собственниками помещений с одной стороны и с органами власти – с другой на основании принятых стан¬дартов и правил саморегулируемой дея¬тельности. Безусловно, такое развитие событий возможно только при условии, если саморегулирование дея¬тельности организа¬ций, управляющих многоквартирными домами, будет вводиться по инициативе самих участников рынка, которые не только могут, но действительно готовы работать по единым стандартам и правилам.

Председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, один из авторов базового федерального закона N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в своем интервью на вопрос, почему саморегулирование считается эффективнее государственного регулирования и контроля, ответил, что «любое регулирование состоит из трёх элементов. Первое условие – установление требований, стандартов деятельности, правил. Второе – проверка лица на соответствие требованиям и стандартам и предоставление ему специального права. Третье, самое главное, – контроль и надзор в процессе осуществления деятельности за соответствием регулируемого лица установленным требованиям и стандартам. При саморегулировании сообщество профессионалов устанавливает стандарты и принимает в свои члены организацию, предоставляя ей право на деятельность и принимая коллективную материальную ответственность за неё. И в условиях коллективной материальной ответственности контролирует каждого своего члена. У каждого члена СРО «локтевая» ответственность друг за друга: ошибся один – отвечают все: компенсационным фондом, страхованием. Только так они смогут наладить реальный контроль за работой всех своих членов, а со временем перейти и к так называемой репутационной надежности, когда у каждой организации возникает необходимость развивать СРО, как коллективный бренд – свою коллективную марку качества, свои традиции делового оборота и за-ботиться о своей репутации». 

Год назад Министерством регионального развития РФ был разработан законопроект «О регулировании деятельности многоквартирными домами, а также об обеспечении прав собственников помещений в многоквартирном доме», но он так и не был подписан. Одной из причин этого стал негативный опыт деятельности саморегулируемых организаций в области строительства и энергетического обследования, численность которых к тому времени достигла небывалых размеров по всей России. Многие СРО строителей и СРО энергоаудиторов не оправдывали заложенные идеи саморегулирования отрасли, занимаясь лишь торговлей допусков к работам и разнообразными сертификатами повышения квалификации и переаттестации специалистов в области строительства и энергоаудита. На фоне отрицательных примеров принятие федерального закона об обязательном членстве управляющих компаний в саморегулируемой организации оказалось невозможным: это только бы усугубило и без того непростую ситуацию, царящую в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Более того, отечественный жилищно-коммунальный комплекс попросту не готов к таким кардинальным переменам. А все дело в том, что для перехода на новые взаимоотношения управляющих организаций не были созданы необходимые, основополагающие, условия: не разработаны единые стандарты и требования к деятельности управляющих недвижимостью. Да, на тот момент действовал и действует до сих пор целый ряд нормативно-правовых документов и федеральных законов, регулирующих работу УК. Так, в части оказания услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда управляющие организации руководствуются 491-ПП (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме); 307-ПП и 306-ПП – при оказании коммунальных услуг населению и определении нормативов их потребления. Общие положения деятельности управляющих компаний прописаны в Жилищном кодексе РФ (ЖК РФ). Но в то же время четко определенных правил работы управляющих недвижимо-стью, вынесенных в отдельное постановление Правительства РФ или федеральный закон, не было. Некая условность в предоставлении жилищных услуг населению позволяли многим управляющим компаниям оказывать их не на должном уровне, пренебрегать элементарными нормами и правилами безопасности, экономить практически на всех статьях расхода, снижая качество своей работы.

К сожалению, государственный контроль за управляющими организациями был сведен к минимуму. До принятия поправок в Жилищный Кодекс РФ контроль в сфере эксплуатации жилищного фонда осуществляли государственные жилищные инспекции (ГЖИ). Основной задачей ГЖИ был контроль за использованием и сохранностью жилфонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета, а также контроль за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям. Однако в ГЖИ всегда не хватало квалифицированных специалистов, способных объективно оценивать не только состояние жилфонда, но и работу предприятий ЖКХ. Выходит, государственный контроль был, но вот осуществлять его, по большому счету, было некому. В соответствии с обновленным ЖК РФ функция контроля будет возложена на некий государственный контролирующий орган. При этом количество трудовых и материальных ресурсов у государства больше не стало. Мало спасает положение и принятое в конце прошлого года постановление Правительства РФ №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Нежелание некоторых управляющих компаний предоставлять сведения о своей профессиональной деятельности, формальное отношение к исполнению постановления или отсутствие возможности это осуществить, приводит к тому же результату – минимальный контроль за работой управляющих компаний со стороны фе-деральных и региональных органов власти.

Улучшить ситуацию может принятие на федеральном уровне закона о внедрении в сферу жилищно-коммунального хозяйства принципов обязательного саморегулирования. Вкупе с едиными стандартами и правилами осуществления профессиональной деятельности управляющих недвижимостью реализация в отрасли принципов обязательного саморегулирования сделает рынок предоставления жилищных услуг более прозрачным и конкурентоспособным. Членство в СРО управляющей организации гарантирует прежде всего самому собственнику добросовестное отношение предприятия к профессиональным обя-занностям, ведь иначе – расплачиваться будет его саморегулируемая организация, а именно – ее члены. Солидарная ответственность управляющих организаций, входящих в состав саморегулируемой организации, наличие компенсационного фонда в конечном итоге приведут к тому, что с рынка исчезнут фирмы-однодневки, цель которых сиюминутная прибыль, но не долголетняя успешная работа. Выиграет от этого в первую очередь потребитель, доверие и терпение которого подорвано множеством примеров нерадивых управляющих организаций. Хотя, с другой стороны, самим потребителям следует быть более активными и принимать участие в жизнеобеспечении своего мно-гоквартирного дома. Если собственник будет живо интересоваться тем, что происходит в его МКД, конструктивно взаимодействовать со своей управляющей организацией, проблем и недоразумений станет гораздо меньше. 

Немало управляющих компаний необходимость создания саморегулируемых организаций понимают уже сегодня. Они объединяются в СРО добровольно ради того, чтобы повысить качество предоставляемых услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, находящегося в их управлении. Среди них и немало предприятий ЖКХ Дальнего Востока, которые три года назад стали членами саморегулируемой организации НП «ЖКХ-Групп». Сегодня в состав партнерства входит более ста управляющих компаний Хабаровского, Приморского, Камчатского краев, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Москвы

Татьяна Михалицына,
Пресс-служба СРО НП «ЖКХ-Групп»

Вместе все проблемы решать легче, а будущее создавать проще

Сейчас все труднее эффективно управлять, внедрять новые технологии, привлекать в отрасль молодежь и удерживать грамотных опытных специалистов.

СРО НП «Союз организаций управляющих многоквартирными домами»:

  • это объединение талантливых специалистов, истинных профессионалов своего дела;
  • это объединение единомышленников, цель работы которых – повышение эффективности управления многоквартирными домами в новых экономических условиях и успешное решение возникающих задач.

Членство в СРО это

  • коллегиальная разработка эффективных решений по вопросам управления, содержания, ремонта многоквартирных домов;
  • деловые контакты между членами партнерства, организация семинаров, круглых столов и обучения;
  • координация деятельности в секторе рынка по управлению многоквартирными домами;
  • получение деловых услуг и помощи в контактах;
  • информационная поддержка.